"МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева"
село Песочня, Путятинский район, Рязанская область
  • О школе

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Песоченская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кошелева» муниципального образования - Путятинский муниципальный район Рязанской области   "МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева"

    Первое упоминание о школе в с. Песочня датируется 1839 годом. Управляющий Песоченским имением действительный статский советник А.И. Кошелев уделял большое внимание грамотности населения. Были открыты две церковно – приходские школы. Это дало толчок развитию образования в окрестных деревнях и сёлах. В 1905 году начала функционировать Чёрнослободская церковно – приходская школа. Возникают начальные школы в деревнях Княгиня, Костыли, Тарасовка, Берёзовка. Постепенно Песочня становится центром образования Сапожковского уезда. В 1911 году открывается сельскохозяйственное училище, реорганизованное впоследствии, в сельскохозяйственный техникум. В 1930 году действует семилетняя школа, преобразованная в 1944 году в среднюю. Современное здание построено для типовой средней школы на 264 места в 1990 году.

    История школы

    В 1835 году в Песочне поселился А.И. Кошелев и уже через несколько лет основал здесь первую школу. Это было в октябре 1839 года. В 1860 году в ней обучалось 40 мальчиков. Эта школа помещалась во флигеле усадьбы Кошелева, в двухэтажном доме, крытом деревом. В 60-е годы школа передана земствам. На её содержание деньги выделяли земства и помещик. Крестьяне в расходах на школу не участвовалиВ середине 80-х годов в школе работали учителя Закона Божьего: священник Н.В. Виноградов и диакон М.К. Окунев, учитель по общеобразовательным предметам В.А. Губина и помощник учителя Я.М. Плавтов. Обучение длилось 3 года. В 1885-1886 учебном году в школе обучалось уже 198 человек, в том числе 36 девочек, в возрасте от 7 до 15 лет. Перед первой мировой войной в Песочне было 2 церковно-приходские школы: мужская и женская, а с 1915 года упоминается ещё одна земская школа. В ней с 1916 года учителем начальных классов работала Анна Мироновна Шибанова. В эти годы она была не только учителем, но и вела большую работу в волости, возглавляя женсовет. Выступала на собраниях и митингах, бывала в домах крестьян, много работала по ликвидации неграмотности среди населения, особенно женщин. В 1933 году в Песочне открывается семилетняя школа, а с 1939 она стала средней. Учеников стало много, и учились в нескольких приспособленных помещениях: около пожарной части, почты, на улице Радищева. Огромные испытания выпали на долю учеников и учителей в суровые годы Великой Отечественной войны. Когда мужчины-учителя ушли на фронт, возглавила коллектив Анна Мироновна Шибанова. Она организовывала учеников и учителей на оказание помощи фронту: собирали деньги на воздушные эскадрильи, на танки, готовили тёплую одежду. И в то же время помогали колхозу и совхозу в уборке урожая. Дмитрий Ильич Черняев, Евдокия Никитична Иванова утверждали, что детям было тяжело, но все понимали, что без их помощи не обойтись, потому и не роптали. Не хватало школьникам книг, принадлежностей. Портфели им заменяли самодельные холщовые сумки или старые головные платки. Однако дети оставались детьми. Умели веселиться, отдыхать. Учителя организовывали для них вечера, новогодние праздники, ставили спектакли. Ёлку в школе ждали все дети, хотелось полакомиться конфетой или кусочком сахара.

    В 1943 году Анну Мироновну Шибанову наградили орденом Ленина. Мирная послевоенная жизнь вернула ученикам их главное занятие – учёбу. В школу пришли работать Беляковы Мария Павловна и Владимир Трофимович, Черняевы Василий Ильич и Дмитрий Ильич, Секачёв Павел Михайлович. В школе в конце 50-начале 60-х годов обучалось 900 детей в 2 смены. Все собеседники отмечали, что все дети тянулись к знаниям, без уважительных причин не пропускали уроки. У каждого ребёнка была цель, все знали, кем хотят стать в жизни и стремились к этому. Необыкновенно насыщенной была и внеклассная жизнь в школе. Работали спортивные кружки, регулярно учащиеся школы соревновались со студентами Песоченского сельскохозяйственного техникума.На высоком уровне была и художественная самодеятельность. Большой школьный хор под руководством Крыкиной Екатерины Семёновны пользовался успехом у жителей села. Драматический кружок показывал спектакли в школе, ДК, в техникуме. В роли актёров блистали Черняева Н.Д., Черняев Василий Ильич, Кузина М.П., Шибанова А.М., Демьянова О.С. Педагоги организовывали поездки в исторический музей г. Рязани. В школе работал и свой краеведческий музей с большим количеством экспонатов. Ходили дети в походы, на экскурсии. Незабываемой была поездка в Москву на встречу с народным артистом СССР Никандром Сергеевичем Ханаевым. Н.И. Полунина вспомнила и ещё об одной стороне школьной жизни – трудовом воспитании. На пришкольном участке трудились все дети, сами ремонтировали свои классы. Осенью, вплоть до 90-х годов помогали колхозу в уборке урожая. А там ещё и братья наши меньшие требовали заботы и внимания – при школе существовал живой уголок, в котором были кролики, черепахи, птицы. По очереди дети ухаживали за ними. В 1956 году директором школы стал Пётр Филиппович Шаблин. При нём началось строительство нового двухэтажного здания школы. Дети обучались в нём с 1962 года. Пётр Филиппович занял должность организатора воспитательной работы, а директором стал Василий Ильич Черняев, оставаясь на этом посту до 1987 года. Коллектив учителей пополнился новыми талантливыми учителями: Роза Степановна Королькова, Тамара Николаевна Демёхина, Любовь Васильевна Клочкова. В 70-е годы дети учились в двух зданиях: в двухэтажном, а начальные классы за пожарной частью. На улице Радищева разместили интернат, где жили дети из соседних деревень и сёл. В 70-е годы свой трудовой путь в Песоченской школе начали супруги Гусевы Татьяна Павловна и Василий Петрович, Бочкова Татьяна Владимировна, Печников Виктор Валентинович, пионервожатой работала Породина Наталья Ивановна. Василий Петрович Гусев – талантливый и разносторонне развитый человек – сумел организовать и увлечь детей в разных начинаниях. Жители Песочни и окрестностей до сих пор вспоминают концерты школьного вокально-инструментального ансамбля. Все вечера старшеклассники проводили на репетициях и ждали их с нетерпением. В 80-е годы учились в школе те, кто составляет сейчас значительную часть нашего педагогического коллектива: Елена Ивановна Лихова, Наталья Сергеевна Гаврикова, Ирина Анатольевна Болдырева, Татьяна Юрьевна Канушкина. Дети в это время были вооружены крепкими знаниями, многие поступили в вузы и стали хорошими специалистами. У ребят было много занятий по душе. Выступали с агитбригадой в колхозе «Ленинский путь», проводили политинформации, их читали по школьному радио. Вечерами старшеклассники ходили на ферму, помогали дояркам. В 1985 году Песоченская школа, единственная в области получила первые компьютеры. Гусев Василий Петрович обучал программированию ребят и учителей из соседних районов: Шиловского, Сапожковского. Супруги Ивановы Надежда Александровна и Семён Кириллович сумели развить в школе такие предметы как ИЗО и художественный труд. В 1986 году школа приняла первых шестилеток. В 1990 году распахнула двери новая типовая школа. Современное здание, хорошие условия, работоспособный коллектив смогли сделать школу центром образования и просвещения на селе. До 1992 года директором школы была Королькова Роза Степановна, а с 1992 по 2009 – Кондрашов В.Н. В эти годы школа активно включилась в разработку и внедрение новых технологий обучения и воспитания. С 1999 года школа начала реализацию программы «Адаптивное общеобразовательное учреждение». В 2001 приняла первых воспитанников детского реабилитационного центра. С 2004 года школа работает в режиме полного дня. В 2005 школе присвоено имя видного государственного и общественного деятеля России 19 века А.И. Кошелева. В 2006 году учитель математики Гусев В.П. стал победителем районного и областного конкурса «Учитель года» и успешно выступил во Всероссийском конкурсе. В этом же году Василий Петрович получил президентский грант за внедрение инновационных технологий в обучение. В 2007 году школа побеждает в конкурсе общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование». И в эти годы в школе бурлила спортивная, общественная, культурная жизнь. Организатором интересных начинаний стала Рыжкина Н.Д. Она создала команду КВН «Твикселсы», организовала оригинальное празднование Нового года, 8 Марта, где представления разыгрывали учителя.  Рыжкина Наталья Дмитриевна возглавляла школу с 2009 года по 2015 год. С 2015 года по настоящее время школу возглавляет Паршиков Сергей Викторович. Современная школа – место, где чтут историю и традиции, помнят и гордятся своими выпускниками, ценят и уважают человека!

    Образование и формы обучения

    В МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева

     РЕАЛИЗУЕТСЯ ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

    дошкольное образование

    начальное общее образование: очная форма обучения

    основное общее образование: очная форма обучения

    среднее общее образование: очная форма обучения

    дополнительное образование

    Очная форма обучения

    Эта форма обучения сейчас самая распространённая. Она заключается в том, ребёнок каждый день ходит в школу, и все предметы без исключения изучает в школе.

    Плюсы

    1. Ребёнок, помимо родительского контроля, ещё и находится под контролем учителей, которые заставляют его учиться, выполнять задания – задача родителей, как правило, облегчается.
    2. Если у ребёнка проблемы со школьным предметом, а родители сами в предмете не разбираются и не могут помочь, то учитель может объяснить ученику непонятную тему.

    Минусы

    1. Если ребёнок хорошо разбирается в школьном предмете и без помощи учителя, если он лучше большинства своих одноклассников – то хождение на этот предмет будет лишней тратой времени, т.к. при самостоятельном обучении он изучил бы преподаваемый учителем материал намного быстрее.
    2. Зачастую на очном обучении ребёнок тратит очень много времени на учёбу, и у него остаётся мало времени на занятия спортивной или творческой деятельностью.
    3. Иногда учителя не могут хорошо объяснить материал или тратят много времени на отвлечённые темы.

    Итак, очная форма обучения хороша для тех, кто не может правильно организовать себя, т.е. тот, кто нуждается в контроле, который по каким-то причинам не могут полностью обеспечить родители. Также эта форма обучения необходима тем, у кого серьёзные пробелы в знании предметов, и на самостоятельное их изучение потребуется очень много сил и времени.

    Семейное образование

    Эта форма образования относится к заочной. Она заключается в том, что ребёнок под контролем родителей, репетиторов или самостоятельно изучает все школьные предметы, при этом в школу приходит только в конце четверти или полугодия, для того чтобы сдавать зачёты. Чтобы перейти на эту форму обучения, нужно написать об этом заявление в школу и в отдел Министерства Образования. После этого Вы договариваетесь с администрацией любой школы о сроках сдачи аттестации. Важно знать, что при семейном образовании ребёнок не входит в состав учеников школы. Если ученик не сможет пройти аттестацию (получит «2»), то школа может потребовать возвращение ребёнка на очную форму обучения.

    Плюсы

    1. Родители и ребёнок могут разработать свою собственную программу обучения, которая, на их взгляд, наиболее эффективна.
    2. Освобождается время для творческой и спортивной деятельности ребёнка, лучшей подготовки к экзаменам и т.д.
    3. Ребёнок находится под более сильным контролем родителей.

    Минусы

    1. Необходимо хорошо разбираться во всех предметах, поскольку не всегда родители могут помочь.
    2. Ребёнок не входит в состав учащихся школы, поэтому у школы нет стимула его «вытягивать», и требования на аттестациях могут быть достаточно жёсткими.

    Таким образом, семейная форма образования может быть хороша лишь тогда, когда ребёнок хорошо разбирается во всех предметах, или когда родители хорошо знают школьные предметы и могут объяснить их ребёнку.

    Самообразование

    В принципе, это почти то же самое, что и семейное образование. Разница заключается в том, что при выборе самообразования учащиеся 10-11 классов могут сами написать заявление и перейти на эту форму обучения, и для этого не нужно согласие родителей.

    Экстернат

    Это также заочная форма обучения. Для перехода на неё, как и на другие заочные формы обучения, нужно написать заявление в школу и в отдел Министерства Образования. Для перехода на эту форму обучения нужно согласие родителей. Эта форма обучения отличается тем, что учащийся может заранее сдать некоторые или все предметы. Например, ребёнку 13 лет, то есть по возрасту он должен учиться в 7 классе. Но, сдав предметы экстерном, он может сразу перейти, например, в 8 класс или даже в 9 класс и выше.

    Плюсы

    1. Освобождается время для творческой и спортивной деятельности ребёнка, лучшей подготовки к экзаменам и т.д.
    2. Если ребёнок явно обгоняет своих сверстников по знанию предметов, то он может, пройдя аттестацию, сразу перейти в следующий класс и, опять же, выиграть время.

    Минусы

    1. Не так просто заранее сдавать все предметы с переходом в следующий класс, поэтому обучение экстерном может оказаться тяжёлым психологически.
    2. Не все дети способны быстро осваивать школьную программу.

    Очно-заочная форма обучения

    Она многим отличается от заочных. Во-первых, ученик на этой форме обучения входит в состав школы. Это очень хорошо, поскольку школа заинтересована в том, чтобы у ученика были хорошие оценки. Во-вторых, ученик обязательно часть предметов изучает в школе, а часть самостоятельно, потом приходит в школу и сдаёт зачёт. Те предметы, в которых ребёнок разбирается хорошо, он изучает сам, а предметы, с которыми у него проблемы, он изучает в школе. Если в ходе обучения выяснится, что с ещё какими-то предметами ученику сложно справиться самостоятельно, то можно переписать заявление и в список предметов, изучаемых учеником в школе, добавить новые предметы.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

    Цели национального проекта РФ «Образование»:

    1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
    2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

    Задачи национального проекта РФ «Образование»:

    1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».
    2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся и др.

    Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)

    1. Участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.
    2. Получение  рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями с учетом реализации проекта «Билет в будущее», к концу 2024 г.
    3. В  образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом.
    4. Детские технопарки «Кванториум» и мобильные технопарки для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.
    5. Их смогут посещать дети, которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области
    6. В школах, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей
    7. Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
    8. Дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

    В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана федеральная сеть центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Центры «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и в малых городах без образования юридического лица (локальный акт ОО, типовое положение). Совокупность образовательных организаций, на базе которых будут созданы Центры, составит федеральную сеть Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

    Ценностно-целевые ориентации, сформулированные в Национальном проекте «Образование», предъявляют следующие требования к современной школе: научить учиться, научить работать и зарабатывать, научить жить, научить жить вместе. Это требует от школы создания образовательного пространства, психологически комфортного для каждого ребёнка, способствующего эффективному обучению и воспитанию, сохраняющего психофизическое здоровье учащегося и формирование условий для его социальной адаптации. Важно сохранить и развить индивидуальность каждого ребёнка, создавая стиль отношений подлинного сотрудничества, содружества учителей, учащихся, родителей и социума. Реализовать это на практике возможно через организацию работы школы в таком  режиме, когда  обучающиеся могут выстроить свои индивидуальные образовательные маршруты.

    Программа развития  «МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева» на 2021-2024гг. разработана на основе следующих документов: Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенция о правах ребёнка, Федеральный государственный образовательный стандарт, Национальный проект «Образование».

    Программа развития  «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития  школы. «Точка роста» является стратегическим документом, определяющим направления инновационных действий по изменению педагогической системы школы для создания условий, обеспечивающих необходимый уровень качества дополнительного образования. Под качеством образования нами понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных, достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

                 

    2. Аналитическое и прогностическое обоснование  Программы развития

    Школа располагается  в селе Песочня Путятинского района в 40 км от районного центра и в 110 км от областного центра. В  школе обучаются дети из с. Песочни, д. Никитино, с. Сановки,  с. Летники, с. Береговое.  Также обучаются дети из ГКУ РО «Путятиский СРЦ для несовершеннолетних».

    Учебный план «МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева» разработан на основе федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» и регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Рязанской области в соответствии с профилем -  общеобразовательная школа.

    В 2016 году школа аккредитована Министерством образования Рязанской области, имеет лицензию на ведение образовательной деятельности.

    В школе  реализуются экспериментальные программы:

    • школьная программа «Здоровье»;
    • школьная программа «Одарённые дети»;
    • школьная программа «Духовно-нравственное воспитание школьников».

    За последние три года средний уровень качества образования составил 35%, уровень обученности - 100%.  Количество отличников составляет 8,5 % от общего числа учащихся. Нет отсева учащихся. 100% выпускников  сдали экзамены  в ходе государственной (итоговой) аттестации за курс основной и средней школы. 99 % выпускников  продолжают образование в ССУЗах и ВУЗах.

    Учащиеся  школы -  участники, победители и призёры  предметных олимпиад муниципального  уровня, районных, зональных и областных конкурсов, конференций, фестивалей, спортивных соревнований.

    \s

    Воспитательная система имеет гуманистическую направленность, ориентирована на личность ученика. Основу концепции ВСШ составляет идея самоопределения личности, способной к самореализации и адаптации в обществе. Эффективность работы по данному направлению определяется воспитанностью учеников (в частности выпускников), подготовленностью к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни.

    В последнее время система дополнительного образования в школе находилась на недостаточном уровне, хотя в недалеком прошлом эта работа была организована хорошо:13 кружков и  4 спортивных секции для учащихся разных возрастов. Фактическая занятость составляла 90-95 %. Поэтому в 2020-2021 учебном году планируется модернизация  системы дополнительного образования, оформляется лицензия на ведение данного вида деятельности. Эта работа связана с необходимостью возрождения дополнительного образования и с открытием на базе нашей школы центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

    В школе созданы хорошие условия для сохранения и укрепления здоровья: соблюдается световой и тепловой режим, организовано трёхразовое горячее питание (охват питанием - 100%), имеется необходимая МТБ, в системе ведётся работа по охране труда и профилактике травматизма, ежегодно проводится медосмотр учащихся.

    Работа  с родителями учащихся строится на диагностической основе через изучение семей, условий проживания и взаимоотношений в семье.

    Анкетирование учащихся, выпускников школы, родителей учащихся, общественности позволило определить основные направления социального заказа:

    - качественное и конкурентоспособное образование;

    - сохранение и укрепление здоровья;

    - умение учиться;

    - нравственное воспитание учащихся;

    - социальная адаптация  и сформированные трудовые навыки.

    Анализ кадрового состава школы позволяет сделать вывод о том, что средний возраст педагогов – 51,5 года. \s   Педагоги школы неоднократно были призерами и победителями районного конкурса «Учитель года». Один педагог является победителем ПНП «Образование», два учителя удостоены знака «Почетный работник общего образования Российской Федерации».   В школе создана творческая образовательная среда для педагогов и учащихся, имеются условия для полноценного обучения и развития, для рациональной организации их досуга.

    Наша школа  работает в режиме «Школа полного дня».  Опыт работы школы  был одобрен  Министерством образования РФ (2006 г. – победитель ПНП «Образование»).

    Школа является участником и победителем конкурсов:

    2017 г.- победитель районной краеведческой конференции « Рязанская Земля. История. Памятники. Люди.»; победитель районного конкурса «Слово доброе посеять»; призёр районных соревнований по летнему полиатлону и шахматам.

    2018г. – победитель районного смотра – конкурса по патриотическому воспитанию; победитель районного конкурса «Поклон тебе, солдат России»; победители районных соревнований по настольному теннису и шашкам.

     2019 г. – победитель районной краеведческой конференции « Рязанская Земля. История. Памятники. Люди.»; победитель областной олимпиады по школьному краеведению « Рязанская Земля. История. Памятники. Люди.»; победитель районного конкурса «Слово доброе посеять»; победитель районных соревнований по летнему полиатлону, шашкам, настольному теннису, шахматам, лыжам.

    На основе анализа состояния образования в «МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева» с целью принятия управленческих решений были выстроены древо проблем  и древо целей.

    Древо проблем

    Интеллектуальное развитие субъектов образовательного процесса

    Результат

    Проблема

    -   достаточный уровень образовательных услуг;

    - использование современных образовательных технологий;

    - призовые места в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях школьников;

    - творческий потенциал педагогов;

    - использование образовательных ресурсов сети Интернет и других медиа-ресурсов;

    -мониторинг качества образовательных     и личностных достижений учащихся;

    -  вариативность содержания образования;

    - достаточный уровень самостоятельности в выполнении исследовательских, проектных, творческих работ.

    - недостаточная эффективность работы с детьми, имеющими повышенный уровень интеллектуального развития;

    -количество победителей и призеров олимпиад относительно общего числа учащихся школы невелико;

    -нет системы применения современных   образовательных  технологий;

     -недостаточно внимания уделяется развитию познавательной активности учащихся;

     -нет системы стимулирования личностных достижений учащихся;

    - недостаточный уровень компетентности педагогов в области  формирования универсальных учебных действий учащихся;

    -низкий процент авторских программ и курсов, разработанных педагогами школы;

    - отсутствие разнообразных кружков.

    Организация дополнительного образования детей

    Результат

    Проблемы

    - низкий процент охвата детей дополнительным образованием;

    - на базе школы работают кружки и спортивные секции в системе внеурочной деятельности и на базе районного Дома творчества;

    - создание МТБ для реализации дополнительного образования детей;

    - создание МТБ центра образования цифрового и гуманитарного направлений «Точка роста»;

    - разработка дополнительных образовательных  программ кружков и секций (физкультурно-спортивная направленность «Шахматы»).

    - отсутствие интеграции общего и дополнительного образования детей;

    - не сертифицированы дополнительные образовательные  программы кружков и секций.

    Формирование здорового образа жизни субъектов образовательного процесса

    Результат

    Проблемы

    - мониторинг состояния здоровья учащихся;

    - поиск новых здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

    - реализация программы «Здоровье»;                    

    -традиционные Дни здоровья, спартакиада учащихся, соревнования по лёгкой атлетике, волейболу, футболу, настольному теннису;

    - организация  трёхразового горячего питания;

    - готовность педагогов к формированию здорового образа жизни учащихся, комфортного психологического климата в школьном коллективе;

    -хорошая спортивная МТБ.

    - ухудшение здоровья и физического развития учащихся;

    - повышенный уровень учебной и других перегрузок учащихся;

    - недостаточная  дифференциация обучения;

    - недостаточное применение здоровьесберегающих образовательных технологий;

    - отсутствие программы по поддержанию  здоровья педагогов.

    Формирование активной гражданской позиции и духовно-нравственное воспитание субъектов образовательного процесса

    Результат

    Проблемы

    - коллективные творческие дела (КТД);

    - участие в благотворительных концертах и акциях;

    -наличие школьного краеведческого музея;

    -успешное участие педагогов и детей в творческих конкурсах по данному направлению;

    -разработка и эффективная реализация социальных проектов;

    -наличие  курса в начальной школе «Основы религиозных культур и светской этики»;

    -

    - низкий культурный уровень (нежелание читать, нет возможности посещать театры, музеи, выставки);

    - недостаточная  сформированность у учащихся положительного отношения к своему родному краю, к труду людей;

    -   низкая гражданская активность  со стороны родителей;

    -   отрицательное  влияние  СМИ на формирование гражданского самосознания подрастающего поколения;

    - наличие неблагополучных семей;

    - недостаточный уровень мотивации родителей к включению в школьную жизнь вместе с детьми и учителями.

    Экологическое и трудовое воспитание субъектов образовательного процесса

    Результат

    Проблемы

    - хороший уровень работ учащихся в декоративно-прикладном, техническом творчестве;

    - разработка  программы по технологии для сельской школы;

    - интерес к природоохранной деятельности у  школьников и жителей села;

    - результативное участие в конкурсах экологической направленности;

    - разработка дополнительных образовательных  программ кружков технологической направленности.

    - преобладает потребительское отношение к окружающей среде;

    -исследовательские работы в области экологии чаще носят информационный характер;

    -низкая  мотивация  к трудовой деятельности;

    - недооценивание родителями  роли трудового воспитания в развитии способностей детей.

    Древо целей (по В.С. Лазареву)

    Категория цели

    Характеристика

    Цель - потребность

    Формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

    Цель - возможность

    Аккумуляция ресурсов в результатах, эффективное использование преимуществ, достигнутых в ходе предыдущих этапов развития.

    Цель - результат

    Готовность выпускника к позитивной самореализации в современном динамично изменяющемся мире.

    Цель - время

    Получение социального эффекта реализации программы, заключающегося в сохранении школы.

    Цель - место

    Конкурентноспособность школы в образовательном пространстве района, повышение рейтинговой оценки выпускников в системе образования района и области.

    Исходя из анализа проведенной работы школы, можно говорить об определенных успехах на пути к реализации Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим, несмотря на  успешную деятельность коллектива, позволившую достигнуть стабильности в предоставлении качественного образования, можно увидеть ряд проблем, являющихся  проекцией общих проблем образовательного пространства региона и страны в целом на образовательную среду  школы. Стратегическую цель своего развития педагогический коллектив видит в совершенствовании имеющегося опыта школы и  освоении инновационных образовательных проектов.

    1. Основная идея инновационного развития  школы

     Программа развития «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития  школы. «Точка роста» является  продолжением предыдущих Программ развития школы «Школа полного дня»  и «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития  школы полного дня». Она направлена на возрождение в школе дополнительного образования и обеспечение стабильности качества образования на новом уровне, с использованием федеральной сети центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».  Интеграция общего и дополнительного образования позволит создать такую модель образовательного пространства, в которой оптимально сочетаются урочная и внеурочная деятельности. Интегрированная предметная среда создает условия для развития социальных и коммуникативных умений учащихся, их способностей и интересов. Для каждого класса, группы внутри класса, отдельного учащегося выстраивается индивидуальная траектория образовательного процесса, где сочетается общеобразовательная подготовка, подготовка повышенного уровня по интересующим предметам и образовательным областям, спортивно-оздоровительная работа, дополнительное образование, досуг.

    Основная идея Программы развития «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития школы. «Точка роста» связана с убеждением, что образовательная среда школы позволяет каждому ребенку

    выбрать занятие по интересам с опорой на способности и собственное состояние физического здоровья, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования.

    выполнять функции общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.

    Механизмы интеграции общего и дополнительного образования:

    • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение образовательных  задач;
    • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, информационными,  материально-техническими);
    • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
    • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
    • совместная экспертиза качества образовательной  деятельности.

    Модель образовательной системы школы

    Начальная школа

      1. классы)
    • создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу, в т.ч. и  социальных знаний (знания об общественных нормах,     об устройстве общества,      о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
    • содействие развитию любознательности и заинтересованности, интеллектуаль-

    ной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения и получению школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям;

    • создание атмосферы эмоциональной включенности, возбуждения интереса к процессу обучения и школьной жизни;
    • предоставление возможности реализовать себя в дополнительном образовании, внеурочной деятельности  и получить опыт самостоятельного общественного действия;
    • создание условий для формирования универсальных учебных действий;
    • диагностика личностного потенциала младшего школьника с целью разработки индивидуальной образовательной траектории

    Основная школа

    (5-9 классы)

    Формировать:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
    • мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
    • способность ставить цели и строить жизненные планы,
    • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

    Создать условия для:

    • освоения обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, развития способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
    • воспитания самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
    • построения индивидуальной образовательной траектории.

    Способствовать:

    • изучению основ наук, формированию единой системы знаний с последующей конкретизацией познавательных интересов учащихся;
    • развитию навыков систематизации, классификации, обобщения;
    • расширению содержания образования через привлечение учащихся к исследовательской  работе в секциях НОУ и многообразие форм внеурочной работы;
    • социальной адаптации учащихся через включение в проектную деятельность.

    Средняя школа

    (10-11 классы)

    Средняя школа

    (10-11 классы)

    Формировать:

    • готовность  и  способность  обучающихся к саморазвитию  и самоопределению, 
    • мотивацию к  самообучению  и    познавательной  деятельности,
    • систему  значимых  социальных  и  межличностных  отношений,  ценностно-смысловых  установок,  правосознание,
    • способность  ставить  цели  и  строить жизненные  планы,  способность  к  осознанию  российской  идентичности в поликультурном социуме.

    Создать условия для:

    • освоения обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, развития способности  их  использования в учебной,  познавательной  и  социальной  практике,  самостоятельности в планировании  и  осуществлении  учебной  деятельности  и  организации  сотрудничества  с  педагогами  и  сверстниками,
    • овладения навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

    Способствовать:

    • развитию высокого уровня обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои суждения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии;
    • определению области будущей профессиональной деятельности; формированию научного стиля мышления как необходимого условия самообразования;
    • активному включению в соревновательную деятельность на основе участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях   различного   уровня   с   целью   самоутверждения;
    • интеллектуальной   и общепсихологической подготовке к дальнейшему продолжению образования;
    • формированию гражданской позиции на основе активного участия в организации школьной жизни и управленческих процессах.

    Педагогический коллектив

    Обеспечение  оптимального вхождения педагогов в новую образовательную систему школы, основанную на интеграции общего и дополнительного образования;

    • освоение системы требований, условий реализации и оценки достижений обучающихся, предъявляемых Программой развития;
    • овладение учебно-методическими и информационно - методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач Программы;
    • формирование мотивации педагогического коллектива к профессиональному саморазвитию, проявлению творческого подхода к реализации образовательного процесса;
    •  качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение инновационного опыта, создание банка передового педагогического опыта;
    • многообразие форм повышения квалификации, участие в профессиональных объединениях учителей, сетевых Интернет - сообществах;
    • активное участие в опытно-экспериментальной работе;
    • расширение форм распространения инновационного педагогического опыта.

    4. Цель и задачи Программы  развития

    Цель Программы развития:

    Развитие образовательного пространства школы за счет интеграции  общего и дополнительного образования для воспитания  личности физически  здоровой, нравственно  ориентированной  на гуманные цели; интеллектуально и духовно развитой, готовой к самоопределению и  социальной адаптации.

    Обеспечение внедрения обновленного содержания образования и методик преподавания по учебным предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ».

     Задачи:

    1. Разработка и апробация механизмов интеграции общего и дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе школы.
    2. Формирование  у обучающихся и сотрудников школы потребности в поддержании и укреплении здоровья.
    3. Обеспечение условий индивидуализации образования для развития познавательной активности обучающихся  через построение индивидуальных образовательных траекторий и их реализации.
    4. Развитие социальной активности детей через организацию  экологического и трудового   воспитания школьников.
    5. Обеспечение системного подхода  к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
    6. 100% охват контингента обучающихся, осваивающих  основную образовательную программу по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» на обновленном учебном оборудовании с применением новых методик обучения  и воспитания, а также не менее 70% охват контингента обучающихся дополнительными общеобразовательными программами цифрового и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.
    7. Выполнение функции общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.
    8. Повышение профессионального уровня коллектива в соответствии  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

    5. Концептуальный проект  развития «МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева»

    Концепция Программы развития «МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева»  «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития  школы. «Точка роста» возникла при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе и отражает интересы, возможности, потребности всех участников образовательного процесса.

    При разработке концепции мы опирались на теоретические и методические работы следующих авторов: О.В. Кайгородова, Н.Г. Алексеева, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, Г.П. Щедровицкого, И.С. Якиманской и др.

    Сегодня существует острая потребность в таких образовательных учреждениях, которые способны бережно хранить нравственные ценности, выращивать в своих воспитанниках высокие духовные потребности. Вместе с тем общество нуждается в школе, которая может подготовить социально грамотного, коммуникабельного, умеющего сотрудничать в коллективе,  конкурентоспособного гражданина России - человека с высоким уровнем образованности, воспитанности и развития для самореализации.

    В настоящее время в школах разрабатываются и применяются различные педагогические технологии, основанные на идеях сотрудничества, гуманистической педагогики, философии открытого общества. Изменился взгляд на ученика - он теперь не послушный исполнитель, живущий в системе запретов, а ответственная личность, способная принимать решения. Школа ориентируется, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой - на требования Федерального образовательного стандарта, в который заложен принцип обеспечения равных возможностей детей на получение качественного образования.

    Образовательное время является главным ресурсом, который можно рассматривать как кредит, полученный ребенком, семьёй и школой от общества. Если кредит рационально используется школьным сообществом, то каждый ребенок обретает способность: 1) адекватно оценивать себя, свои индивидуальные особенности и возможности; 2) надежно ориентироваться в природном и социальном мире; 3) осмысленно принимать решения; 4) накапливать опыт индивидуальной и коллективной деятельности. Оценка результатов, которых достигает школа в решении этих задач, и есть оценка качества в его социальном значении.  Задача продуктивного использования образовательного ресурса времени может быть решена за счет интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях  школы.

    Интеграция (от лат. integrum- целое; лат.  integration- восстановление, восполнение) –  обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Формы интеграции как тенденция развития современной системы образования нашли отражение во ФГОС:

    • Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ по ФГОС начального общегоосновного общего и среднего общего образования предусматривается  включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу, также  включение состава  и структуры внеурочной деятельности по классам в учебный план).
    • Интеграция учреждений основного и дополнительного образования детей рассматривается как фактор социального партнерства (в положениях ст.19.3, регламентирующих порядок организации внеурочной деятельности: «При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей»). 
    • При работе школы в режиме интеграции  общее образование оказывает воздействие на внеурочную деятельность, а дополнительное образование влияет на образовательный процесс школы.  Дополнительные образовательные программы:
    • углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
    •  делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
    • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
    • повышают мотивацию к изучению общеобразовательных курсов.

    Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное  время  содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

    Миссия школы: формировать личностно-ориентированное образовательное пространство, объединяющее в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные процессы за счет интеграции общего и дополнительного образования.

    Основные целевые и ценностные ориентиры деятельности школы:

    • обеспечение интеграции основного и дополнительного образования обучающихся;
    • решение проблем неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков;
    • создание условий для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующих развитию стремления к образованию, выработке навыка самостоятельного пополнения знаний;
    • дифференциация образовательных услуг и переход на вариативное образование на основе индивидуально-ценностного подхода;
    • взаимодействие с семьёй по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

    Содержательные  принципы Программы развития:

    • Принцип интеграции общего и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, рациональное использование учебного времени для организации проектно-исследовательской работы. Режим работы школы составляется с учетом продолжительности пребывания детей в школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями СанПиН.
    • Принцип личностно-развивающего образования. В школе, которая ориентируется на становление ученика как личности, должны создаваться равные условия для обеспечения прогрессивного, значимого для каждого человека эффекта развития на основе выявления его познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.
    • Принцип социо- и культуросообразности образовательного процесса. В образовательном пространстве школы должна быть представлена вся совокупность социальных, культурных, жизненных выборов, осуществляемых    в    педагогическом    процессе,    с    целью    включения    ребенка    в социокультурный опыт, развития ценностно-смысловой сферы его сознания, самореализации.
    • Принцип демократизации школьной жизни. Школа организует эффективное взаимодействие, предусматривающее различные варианты и формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, а также взаимодействие с социумом.
    • Принцип вариативности, позволяющий  учитывать специфические позиции, интересы, запросы участников образовательного процесса с учетом возможностей школы.
    • Принцип творчества, свободы выбора и успеха как ведущих характеристик индивидуальной и совместной деятельности.
    • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся предполагает, что вся учебно-воспитательная работа оценивается с позиции влияния  на здоровье ребенка.        

    6.Содержание образовательного  процесса, стратегия и тактика развития

    6.1. Основные направления развития школы

    1. Развитие познавательной активности учащихся.

                Реализация данного направления предполагает продуктивное использование таких  форм занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.

                В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.  

                Система работы предметных кружков,  работа школьного НОУ сопровождается учебно-исследовательской, проектной, практической деятельностью учащихся.  Это не только раскрывает широкие возможности творческой деятельности детей, но и позволяет эффективно применять полученный опыт в различных предметных областях. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении теоретических курсов и закрепленные на практике, позволяют ребенку сознательно формировать портфолио собственных достижений.

                В результате реализации данного направления школа перейдет на новую ступень использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, которая предполагает создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения. 

    Информатизация позволяет перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли учителя. В итоге это должно обеспечить достижение большинством учащихся среднего и высокого уровней сформированности информационных компетенций, образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.

                Реализация данного направления обеспечит  рефлексивную позицию ребенка к самому себе и создаст условия для осознанного выбора учащимися своей образовательной и жизненной траектории.

    Проект «Учись учиться»

    Концептуальная идея

    Интеграция учебной и внеурочной деятельности – главное условие развития  познавательной активности школьника,  его самоопределения и самореализации.

    Проблема

    проекта

    Внедрение новых подходов к организации образовательного процесса, обеспечивающих полноценное развитие и реализацию  интеллектуального  и творческого потенциала школьников.

    Цель

    Создание педагогических условий для формирования и развития познавательной активности учащихся.

    Объект

    Образовательный  процесс

    Предмет

    Система работы школы,  ориентированная на самовыражение учащихся в учебной и внеучебной деятельности.

    Основные

    направления деятельности

    • Внедрение новых педагогических технологий, методов обучения, способствующих личностному росту учащихся.
    • Разработка индивидуальных образовательных траекторий с учетом интеллектуальных и творческих способностей детей.
    • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
    • Создание системы личностных достижений учащихся через использование метода портфолио. Мониторинг личностного роста.
    • Проведение школьных предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, конференций.
    • Работа школьных предметных кружков.
    • Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся по различным направлениям.
    • Разработка  и сертификация авторских программ  кружков.
    • Ведение электронного журнала  и дневников учащихся.

    Ожидаемые результаты

    • Прослеживается положительная динамика качества знаний учащихся.
    • Уровень качества знаний учащихся школы не ниже среднего районного показателя.
    • Увеличение количества победителей и призеров предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
    • Достигнуто увеличение доли учащихся, вовлеченных в исследовательскую, проектную деятельность.
    • Разработано портфолио личностного роста у 60% учащихся.
    • Систематизирована работа с детьми, имеющими повышенный уровень  интеллектуального развития.
    • Создано единое информационно-образовательное пространство на основе информатизации всех компонентов образовательной системы школы.
    • 50% педагогов применяют в системе образовательные технологии, способствующие личностному развитию (технология РКМ, ИКТ,  портфолио, метод проектов) и  формированию универсальных учебных действий учащихся.
    • Эффективно работает сайт школы.
    • Функционируют  на базе школы предметные кружки.

    Социальные партнёры

    • Районное управление образования администрации Путятинского муниципального района.
    • Организаторы предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

                                                                                 

    2. Сохранение и укрепление здоровья.

                Главное в реализации данного направления - создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы. Реализация программы направлена на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя: культуру физическую, культуру психологическую и культуру интеллектуальную.

    Работа по данному направлению предполагает обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение численности учащихся, склонных к вредным привычкам, формирование активной жизненной позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью.

    Реальные успехи в укреплении здоровья учащихся возможны только при активном участии в оздоровительных мероприятиях всех учителей-предметников.

    Важным условием является составление оптимального режима дня школьника: единое расписание учебной и внеучебной деятельности, рациональное чередование  труда и отдыха, ежедневные занятия физкультурой.

    Большое место отводится профилактическим мероприятиям. Предусмотрена организация отдыха и оздоровления учащихся  в санаториях,  загородных и профильных лагерях,  лагере с дневным пребыванием детей на базе школы.

    Проект «Наше здоровье в наших руках»

    Концептуальная идея

    Проектирование системы мер по охране и укреплению здоровья учащихся с учетом  образовательной среды; использование возможностей образования в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса.

    Проблема

    проекта

     Низкий уровень физического и психического здоровья учащихся препятствует эффективному развитию учащихся.

    Цель

    Создание и апробация перспективной модели здоровьесберегающего образовательного процесса.

    Объект

    Здоровьесберегающая среда школы.

    Предмет

    Система работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию здорового образа жизни.

    Основные

    направления

    деятельности

    • Мониторинг здоровья детей;
    • создание условий, гарантирующих сохранение здоровья учащихся; выполнение предписаний Роспотребнадзора;
    • реализация мероприятий по предупреждению заболеваемости учащихся;
    • использование здоровьесберегающих технологий на уроках;
    • формирование устойчивой мотивации на здоровье и  здоровый образ жизни через систему проектных  и исследовательских работ учащихся;
    • формирование устойчивых стереотипов безопасного поведения через обучение  учащихся методикам самодиагностики, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма;
    • оказание консультативной помощи  всем  участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления;
    • проведение спортивных мероприятий, кружков и секций;
    • профилактика вредных привычек;
    • летняя оздоровительная кампания;
    • согласование планов урочной и внеурочной занятости для преодоления перегрузок учащихся;
    • психологическое сопровождение развития учащихся;

    Ожидаемые

    результаты

    • Созданы организационно-педагогические условия здоровьесбережения.
    • Достигнута стабильность положительных показателей уровня здоровья учащихся  школы.
    • Достигнут показатель признания условий пребывания учеников и персонала в школе комфортными и безопасными не ниже 95 %.
    • Обеспечены прочные знания школьников о здоровом образе жизни и сформирована культура здоровьесберегающего и безопасного поведения.
    • Активно используются в УВП здоровьесберегающие технологии.
    • Сведены к минимуму учебные перегрузки  учащихся.
    • Соблюдаются требования СанПиН к организации образовательного процесса.
    • 100% учащихся охвачены горячим питанием.
    • У всех участников  образовательного процесса сформировано позитивное отношение к собственному здоровью как ценности.
    • Функционируют  на базе школы спортивные секции.
    • Организован летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

    Социальные партнёры

    • ГБУ РО Шиловский ММЦ Песоченская УБ
    1. Духовно-нравственное развитие и воспитание.

    Реализация данного направления  обеспечивает системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    Духовно-нравственное развитие  и воспитание детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.

    Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

    • в содержании и построении уроков;
    • в организации совместной  учебной и внеучебной деятельности взрослых и детей;
    •  в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
    • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
    •  в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;
    •  в личном примере педагогов ученикам.

    В основу реализации данного направления положена программа  духовно-нравственного развития и воспитания.

    Учебные предметы, работа в органах ученического самоуправления, система объединений и кружков по интересам, функционирование школьного краеведческого музея,  организация социально-значимых акций и мероприятий позволяют учащимся успешно реализовать свои потребности и интересы в окружающем образовательном пространстве, что и приводит к его развитию. Немаловажная роль в реализации данного направления отводится социальному проектированию, как инструменту, расширяющему возможности выхода участников образовательного процесса в образовательное пространство. Организация социальной практики учащихся позволяет соединять учебную и внеурочную деятельность детей и раскрывает практические аспекты развития ключевых компетенций.

    Проект «Дорога добра»

    Концептуальная идея

    Воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

    Проблема

     проекта

    Коренные экономические изменения обострили социальные проблемы населения, привели к потере духовных ценностей. Формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходят стихийно.

    Цель

    Создание  условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    Объект

    Условия и механизмы гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания школьников.

    Предмет

    Система духовно-нравственного воспитания школьников.

    Основные

    направления деятельности

    • Ведение предметов, кружков по данному направлению;
    • Организация подпространств школы, работающих на духовно-нравственное развитие детей;
    • Социальное проектирование;
    • Работа органов ученического самоуправления и детского объединения «Маленькая страна»;
    • Краеведение, работа школьного краеведческого музея;
    • Акции милосердия  и шефская помощь;
    • Организация мероприятий, повышающих общий культурный уровень;
    • Организация занятости и профилактика правонарушений;
    • Повышение педагогической культуры родителей учащихся;
    • Пропаганда семейного чтения как условия успешного воспитания и социализации детей;
    • Сохранение традиций школы;
    • Разработка воспитательных программ класса.

    Ожидаемые

    результаты

    • Высокий уровень гражданского самосознания и поведения учащихся и педагогов.
    • Создана образовательная среда школы, обеспечивающая самореализацию ребенка в образовательном пространстве в интересах успешной социализации.
    • Расширены     формы    социальной     практики    учащихся,    сопровождающие образовательный процесс.
    • Рост осознанности и ответственности выбора старшеклассниками дальнейшего профессионального и жизненного пути.
    • Получен социальный эффект, заключающийся в признании школы сообществом как лидера инновационных преобразований;
    • Укреплено сотрудничество школы и семьи в деле воспитания и социализации  подрастающего поколения.
    • Повысился процент учащихся, увлеченных чтением.
    • Рост количества организованных экскурсий, посещений театров, музеев и других культурных учреждений.
    • Модернизирована система ученического самоуправления.
    • Разработаны классные воспитательные программы.
    • Переоборудован школьный краеведческий музей.

    Социальные партнёры

    • Храм Покрова в с.Песочня
    • Районная детская музыкальная школа
    • Районный Дом творчества
    • ГБУ РО Шиловский ММЦ Песоченская УБ
    • Песоченская сельская библиотека
    • Редакция районной газеты «День за днём в Путятино»
    1. Экологическое и трудовое воспитание.

    Успешная социализация школьников невозможна без  экологического и трудового воспитания. Формирование экологической  и трудовой культуры требует преобразования  междисциплинарного содержания образования, насыщения содержания образования общечеловеческими ценностями, конкретизации  его знаниями и традициями регионального уровня,  включающего национальные особенности культуры, взаимосвязь с практической сферой деятельности по изучению и сохранению природы и культуры своего края.

    Реализации данного направления в Программе развития способствует проект  «Интегрированный подход в организации экологического и трудового  воспитания школьников». В школе созданы условия для  экологической и  трудовой деятельности  учащихся. Труд детей – это и забота о людях, о природе, об условиях жизни на селе. На первый план в трудовой подготовке школьников ставятся не экономические, а воспитательные результаты.

    Учебно-исследовательские и проектные работы учащихся  в области экологии и технологии способствуют  формированию ключевых компетенций.

    Проект «Интегрированный подход в организации экологического и трудового воспитания школьников»

    Концептуальная идея

    Интегрированный подход в организации экологического и трудового воспитания школьников  обеспечивается взаимосвязью теоретического и практического видов деятельности школьников и способствует развитию личности ученика.

    Проблема

    проекта

    Несоответствие имеющихся знаний в области экологии и технологии их практическому применению; преобладание потребительского отношения к окружающей среде.

    Цель

    Создание целостной системы экологического  и трудового воспитания школьников посредством интегрированного подхода.

    Объект

    Содержание экологического  и трудового образования школьников.

    Предмет

    Система экологического  и трудового воспитания учащихся.

    Основные

     направления деятельности

    • пропаганда природоохранной деятельности;
    • организация  исследовательских и проектных  работ в области экологии и технологии;
    • формирование экологических и трудовых  умений и навыков;
    • развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам;
    • формирование  положительной мотивации  к трудовой деятельности; 
    • организация летней трудовой кампании;
    • общественно-полезный труд; работа учащихся на УОУ, по благоустройству школы, территории школы и села;
    • трудовые и экологические акции.

    Ожидаемые

     результаты

    • Повысился уровень  социальной активности детей в общественно-полезной деятельности.  
    • Разработаны учащимися и реализованы  социальные проекты.
    • Эффективно используются средства пришкольного учебно-опытного участка для ведения исследовательской деятельности и трудовой практики.
    • Результативное участие в  конкурсах в области экологии и технологии.
    • У учащихся сформировано ценностное отношение к истории, населению, природе родного края, к сельскохозяйственному труду. 
    • Функционируют  на базе школы кружки экологической, туристско-краеведческой и технологической  направленности.

    Социальные партнёры

    • Администрация Песочинского сельского поселения
    • Лесничество
    • Служба занятости населения
    • Рязанский экологический центр
    • Комитет по охране окружающей среды при администрации Путятинского района

    6.2. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние

    Период реализации Программы  развития «МОУ Песоченская СОШ им. А.И. Кошелева» «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития  школы. «Точка роста»  -    январь 2021  -  январь 2024 г.г.

    Этапы

    Срок

    Мероприятия

    Подготовительный

     

     

    До октября 2020 года

    Знакомство педагогических работников с данной Программой и её утверждение.

    Экспертиза Программы развития  РОО.

    Назначение исполнителей.   Создание рабочих групп по реализации проектов Программы.

    Планирование деятельности       рабочих групп      и      конкретных исполнителей.

    Разработка нормативно-правовой базы.

    Разработка проекта учебного плана и механизма его реализации.

    Приведение штатного расписания, режима работы школы в соответствие с Программой развития.

    Практический

    До декабря 2023 г.

    Реализация Программы развития «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития  школы. «Точка роста».

    Рефлексивно–обобщающий

    Декабрь 2023-январь 2024

    Анализ реализации программы развития: соотношение ожидаемых и достигнутых результатов.

    Определение перспектив дальнейшего развития школы.

    Обобщение опыта работы по реализации Программы развития.

    7. Критерии результативности

    7.1. Оценка результатов выполнения Программы развития

    Оценка деятельности образовательного учреждения на период действия Программы развития осуществляется на основе качественных и количественных показателей.

    Качественные показатели:

    -  интеграция программ общего и дополнительного  образования;

    -  соответствие образовательных и учебных программ требованиям ФГОС;

    -  эффективность применения новых образовательных технологий;

    -  соответствие программ  кружков  образовательным потребностям обучающихся и программам основного образования;

    -  личностные и профессиональные достижения выпускников школы, их участие в жизни социума;

    - высокий уровень гражданского самосознания и поведения учащихся и педагогов;

    -  высокая познавательная и социальная мотивация субъектов образовательного процесса;

    - стабильность положительных показателей уровня здоровья учащихся  школы;

    - позитивное отношение к собственному здоровью как ценности;

    - комфортность и безопасность образовательной среды;

    -  высокая степень удовлетворенности педагогов, учащихся, родителей, социального окружения деятельностью школы;

    - наличие системы совместной проектной деятельности с социальными партнерами;

    -совершенствование материально-технической базы школы, оснащенность мультимедийными средствами обучения.

    Количественные показатели:

    -  количество выпускников школы, поступивших и успешно закончивших высшие и средние специальные учебные заведения,  а также количество выпускников, вернувшихся работать в Путятинский район;

    -  результаты промежуточной и итоговой аттестации;

    -  количество победителей и призеров предметных олимпиад, районных и областных конкурсов;

    - количество сертифицированных авторских программ учебных курсов, спецкурсов;

    - количество   качественных   продуктов     проектной   деятельности обучающихся;

    - количество  учащихся,  занятых в  предметных  кружках, секциях по интересам;

    -  уровень воспитанности учащихся; приоритетные ценности;

    -  уровень квалификации педагогических кадров;

    -  укомплектованность школы квалифицированными кадрами;

    -  периодичность повышения квалификации учителей;

    -  выступления учителей на конференциях, публикации;

    - количество обучающих семинаров на базе школы;

    - показатели диагностики удовлетворенности участников образовательного процесса;

    -  динамика заболеваемости и травматизма;

    -  количество новых поступлений в библиотеку и медиатеку.

    Отслеживание результатов выполнения Программы развития осуществляется на основе мониторинга образовательного процесса, сравнения параметров развития с исходными данными и определения тенденций и динамики прогресса.

    7.2. Устойчивость инновационной деятельности, возможные риски и их преодоление.

    При работе по Программе могут возникнуть риски, связанные с неверной расстановкой акцентов при выборе приоритетных направлений развития школы.

    Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития школы, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что может снизить эффективность работы по Программе развития.

     Целенаправленность и систематичность деятельности по переводу образовательной системы школы в новое состояние     будут     обеспечиваться     организационными,     кадровыми,     научно методическими, материально-техническими, мотивационными мерами.

    Особая роль в обеспечении устойчивости инновационной деятельности отводится мониторингу. Процесс отслеживания динамики качества обученности и воспитанности школьников позволит своевременно реагировать на возникающие проблемы в реализации Программы и корректировать их.

    1. Ресурсное обеспечение Программы развития

    С точки зрения создания модели определена система ресурсного обеспечения, которая служит основой реализации целей и задач Программы развития школы:

    Ресурсное обеспечение

    Мотивационные ресурсы

    Кадровые ресурсы

    Информационные ресурсы

    Нормативно-правовые ресурсы

    Организационные ресурсы

    Научно-методические ресурсы

    Материально-технические

    ресурсы

    Финансовое обеспечение

    1. Мотивационные ресурсы:
    • изучение    ведущих    (доминирующих)    мотивов,    ценностей,    устремлений, интересов и потребностей педагогов;
    • осуществление работы по обеспечению  целенаправленного стимулирования всех участников образовательного процесса на постановку новых целей;
    • определение активной позиции в инновационном процессе на максимальную самореализацию себя как личности и на повышение престижа школы.
    1. Кадровые ресурсы:
    • подбор кадров для экспериментальной, проектной деятельности;
    • организация специальных занятий по выработке стратегии, тактики развития школы;
    • обучение молодых специалистов;
    • проведение мастер-классов, обмена опытом;
    • обучение педагогических кадров новым педагогическим технологиям;
    • участие педагогов в профессиональных  и творческих конкурсах;
    1. Информационные ресурсы:
    • организация мониторинга качества образовательного процесса;
    • сбор, обработка и анализ информации о состоянии качества образования и анализ информации о состоянии управления школой;
    • создание банка контрольно-измерительных материалов для отслеживания качества образования в школе;
    • формирование банка данных о кадровом потенциале школы, об инновационной деятельности, о наиболее ценном педагогическом опыте работы;
    • формирование данных о материально-технических средствах и оборудовании по реализации целей развития образования;
    • функционирование сайта школы.
    1. Нормативно-правовые ресурсы:
    • Устав школы;
    • Программа развития школы;
    • Положение о Совете школы;
    • Положение о ВТК по реализации проектов в рамках Программы развития;
    • Положение о портфолио учащихся и педагогов;
    • Договора о сотрудничестве.
    1. Организационные ресурсы:
    • организация непрерывного образования и повышения квалификации педагогов;
    • организацию работы школьных методических объединений (классных руководителей, учителей начальных классов и детского сада,  педагогов дополнительного образования);
    • организация работы ВТК по реализации проектов;
    1. Научно-методические ресурсы:
    • разработка индивидуальных  учебных планов;
    • освоение новых учебных программ и экспериментальных пособий;
    • организация педагогического эксперимента;
    • разработка проектов  в рамках реализации Программы;
    • разработка авторских программ учителями школы;
    • подготовка материалов к публикации;
    • обобщение опыта педагогической и управленческой деятельности;
    • проведение социологических исследований по выявлению образовательных потребностей родителей и педагогических кадров.
    1. Материально-технические ресурсы:
    • усовершенствование материальной базы учебно-воспитательного процесса;
    • разработка бизнес-плана и формирование заявок на приобретение оборудования;
    • распределение оборудования кабинетов и помещений в соответствии с необходимостью для реализации целей развития школы.

    9.Совершенствование структуры управления

    9.1. Механизм  управления

    Комитеты совета старшеклассников

    Детская организация «Маленькая страна»

    ТЛ «Здоровьесбережение»

    Проектная ТЛ

    ТЛ «Мультимедийные технологии»

    Классные родительские комитеты

    Исполнительский уровень

    Ученический

    коллектив

    Педагогический

    коллектив

    Родители

    Совет старшеклассников

    ШМО классных руководителей

    Общешкольный родительский комитет

    Методический совет

    Руководитель ТЛ «Мультимедиа»

    Тактический уровень

    Заместитель директора по УВР

    Заместитель директора по ВР

    Руководитель проектной ТЛ

    Руководитель ТЛ «Здоровьесбережение»

    СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

     в режиме  интеграции общего и дополнительного образования

    Директор школы

    Педсовет

    Совет школы

    Стратегический уровень

     

            

     

                                          

                                                    

                

                                                                           

                                                                          

                                                                                                                                  

     Целевым назначением механизма управления преобразованиями школы является обеспечение возможности развития образовательной системы по выбранному направлению. В соответствии с выбранной педагогическим коллективом преобразующей стратегией поведения, наиболее эффективным подходом к управлению в условиях инновационного процесса является подход, основанный на принципах системного, целевого и опережающего управления. Такой подход способствует разработке целей и планов развития, исходя из системного анализа состояния школы, при участии всего педагогического коллектива через создание временных творческих коллективов  по проблемам и обязательное широкое обсуждение реализации проектов в коллективе.

    Первым шагом инновационных преобразований является обеспечение организационной структуры реализации Программы развития.

     Процесс управления инновационными преобразованиями в школе строится по технологии проектного управления, включающей в себя методику разработки и применения управляющих воздействий с целью успешной реализации проекта.

    10.  Ожидаемые результаты выполнения Программы развития

    1. Разработан  и апробирован механизм интеграции общего и дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе школы.

    Создана эффективно действующая модель управления и социального партнерства.

    • Обеспечена интеграция общего и дополнительного образования детей.
    • Имеется  материально-техническая база для реализации основных направлений Программы развития школы.
    • Созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования на базе школы  и с привлечением социальных партнёров.
    • Согласован режим дня, составлено единое расписание урочной и внеурочной  занятости учащихся.
    • Обеспечена информационная прозрачность и доступность образовательного процесса.
    •    Созданы оптимальные условия для реализации ФГОС.
    • Разработаны основные образовательные программы школы НОО, ООО и СОО.
    • Усовершенствовано содержание образования через авторские программы и спецкурсы, сертифицированы дополнительные образовательные программы кружков и секций.
    • Показатель удовлетворенности качеством образовательного процесса
      учащихся, их родителей не менее 75 %.

    2.Созданы педагогические условия  индивидуализации образования, обеспечивающие высокий уровень познавательной активности  учащихся.

     Реализован проект «Учись учиться».  

    3. Сформировано позитивное отношение  к собственному здоровью как ценности и прочные знания о здоровом образе жизни.

    Реализован проект «Наше здоровье в наших руках».

    4. Создана целостная система экологического и трудового воспитания школьников.

    Реализован проект «Интегрированный подход в организации экологического и трудового воспитания школьников».  

     5. Созданы условия для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    Реализован проект «Дорога добра».

    6.Повышение профессионального уровня коллектива в соответствии  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

    • Разработан учебно-методический портфель учителя как основа эффективной организации  образовательного процесса по приоритетным направлениям деятельности.
    • Количество учителей, прошедших курсовую подготовку, достигло 90%.
    • Эффективно работает сайт школы.
    • Педагоги используют в системе современные образовательные  технологии, распространяют инновационный опыт (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы).

    11. Система контроля за выполнением основных разделов Программы

    Качество деятельности в рамках реализации Программы развития   определяется как отношение фактически достигнутых результатов к объективно необходимым и возможным в существующих условиях.

    Уровень развития инновационной системы школы

    Критерии

    Показатели

    Чувствительность     к проблемам- способность обеспечивать   полноту выявления объективно существующих потребностей изменения образовательной системы     школы     и адекватность     оценки их значимости

    - наличие     специальных     методик     анализа     результатов образования на каждой его ступени;

    -  конкретность и операциональность выявления недостатков (в содержании образования, технологиях, педагогических кадрах, материально-технической базе и т.д.);

    -установление     причинно-следственных     связей     между компонентами   образовательной  системы   (цели,   содержание образования,   технологии,   организационные  формы,   методы образовательной диагностики) и недостатками образовательных результатов;

    -   наличие временных творческих коллективов  учителей по разным направлениям анализа результатов образования и состояния образовательной системы школы.

    Чувствительность     к возможностям развития - способность обеспечивать   полноту выявления объективно существующих возможностей         для повышения эффективности образовательной системы      школы      и адекватность     оценки их потенциала

    -  высокий уровень активности педагогов школы в разработке предложений по улучшению ее работы;

    -  наличие широкого доступа педагогов школы к информации о новинках психолого-педагогической науки, инновационном опыте;

    -  высокий уровень активности педагогов школы в работе  конференций,   семинаров,  опытно-экспериментальной деятельности;

    -     наличие    у    каждого    педагога    школы    индивидуальной программы профессионального развития;

    -  регулярность и высокая эффективность методической работы, высокая степень удовлетворенности педагогов школы  уровнем ее организации.

    Внедренческий потенциал - способность, осуществляя нововведения, достигать максимально возможных    полезных результатов с минимально возможными ресурсами

    - наличие в планах внедрения новшеств точных сроков начала и окончания      мероприятий,     этапов     их     выполнения      и соответствующих промежуточных результатов;

    -  разнообразие форм материального и морального поощрения инновационной деятельности учителей, имеющих для них высокую ценность и справедливо распределяемых;

    -   наличие отлаженных механизмов координации действий исполнителей при внедрении новшеств, разрешения разногласий между ними;

    - высокий уровень демократизации отношений руководителей и исполнителей процесса внедрения новшеств при одновременно строгой дисциплине исполнения;

    -  рациональность объема и эффективность контроля процесса внедрения новшеств.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie